Главная arrow Организация деятельности детского клуба «Подросток»
Организация деятельности детского клуба «Подросток»

Руководитель: Тарасова Н.Л.

О работе клуба

Идея создания клуба общения появилась 5 года назад, однако в ходе её реализации я столкнулась с рядом трудностей.

Прежде всего, они были связаны с особенностями общения между воспитанниками детского дома, о которых я упоминала выше: дети с трудом выслушивали друг друга, перебивали, каждый стремился любой ценой оказаться в центре внимания. Сложно было создать доверительную обстановку, способствующую самораскрытию, продуктивной групповой работе.

Поэтому гораздо большее внимание, чем обычно, было уделено подготовительному этапу. Работа с каждым из подростков достаточно долгое время проводилась индивидуально, и в это время я особое внимание уделяла установлению контакта.

Поскольку многие воспитанники, имеющие прежний негативный опыт общения со взрослыми, отличались недоверчивостью, повышенной враждебностью, на начальных этапах работы с ,ними подбирались простые диагностические методики, на требующие пространных рассуждений, затрагивающие эмоциональную сферу, пробуждающие интерес.

Пример такой методики - «Набор цветных камней», в которой вместо карточек Люшера используются разноцветные камни.

На следующей ступени развития интереса к своему внутреннему миру, доверия и интереса к личности сверстников проводилась работа с использованием арт-терапевтических и телесно-ориентированных техник: сначала индивидуально, затем в малых (2-3 человека) группах, формируемых с учётом взаимных привязанностей воспитанников.

В основу этой работы был положен подход В. Оклендер - через активизацию ощущений, восприятия в процессе рисования, лепки и т.п. - к распознаванию эмоций и чувств, возникающих в процессе творчества; в дальнейшем - к развитию самосознания, самоидентификации.

Кроме того, в это время состоялись: «месячник психологии» с использованием несложных психологических игр, проводимых в группах-семьях силами воспитателей, «круглые столы», организованные совместно с советом самоуправления детского дома на тему «Конфликты», «Что такое любовь», совместная поездка на отдых во время летних каникул (проект «Домик в деревне»).

На основе этой группы был в дальнейшем сформирован клуб, поскольку общение в ней во многом строилось с учётом требований к психологическим группам: добровольность участия, подбор участников по взаимным симпатиям, групповое принятие правил общения и проживания перед поездкой на отдых, ежедневные обсуждения итогов прошедшего дня и совместное планирование следующего, решение конфликтных ситуаций с применением восстановительных технологий, совместное ведение дневниковых записей.

Все это способствовало развитию интереса к дальнейшей работе над собой; у детей появилось желание продолжать наши встречи и общение.

Основу программы занятий клуба составили 2 тренинга:
тренинг развития жизненных целей, составленный по результатам работы групппы психологов с детьми-сиротами и тренинг жизненных навыков для подростков с
трудностями социальной адаптации, авторы которого использовали в своём опыте идею детского загородного лагеря.

Однако клубная жизнь не ограничивается тренинговыми занятиями. Мы обучаемся технике проведения дискуссии с детьми, совместно отмечаем праздники, в июне сходили в поход, проводим встречи с интересными людьми, которые делятся своим жизненным и профессиональным опытом, создаём фото- и киноисторию клуба.

У участников клуба сформирован стабильный интерес к занятиям, само- и взаимопознанию; появилось желание устанавливать отношения с другими людьми, не работающими в детском доме (приглашение интересных людей на собрания клуба), улучшились взаимоотношения между собой и в сообществе детского дома.


 
« Пред.

Сайту помогают

Сложное лечение включает диализ почек, который может проводиться периодически

Родительское попечительство

Родительское попечительство